Evaluation of the competitiveness of construction products on the basis of the preferences of potential consumers

Olyga Rudenok

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 4-2 / April, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
To the questions of improving the competitiveness of construction products are devoted the works of many authors, but a number of important issues remain barely researched. These include the problem of assessing the competitiveness on the basis of the preferred characteristics of the product to potential consumers in the specific market. The purpose of this work is to analyze the possibility of using the marketing approach to identify criteria and assess the competitiveness of products.

Keywords: segmentation, product competitiveness, consumer preferences, preferable characteristics of products, dwelling house, construction products



Отмечая важность оценки потребительских свойств строительной продукции в системе конкурентоспособности, ученые не развивают этот аспект. В подавляющем большинстве работ главный акцент делается на характеристиках товара и товаров-конкурентов. Редко встречаются попытки рассмотреть конкурентоспособность товара исходя из свойств его потенциальных потребителей.

Все это предопределяет важность и актуальность совершенствования методики, позволяющей объективно оценить конкурентоспособность строительной продукции с целью разработки управленческих решений по ее повышению.

Конкурентоспособность строительной продукции зависит от ряда факторов, которые можно считать критериями конкурентоспособности и разделить на две основные группы:

1) факторы, имеющие определяющее значение при выборе фирмы-производителя;

2) факторы, значимые при покупке строительной продукции.

Набор критериев, определяющих конкурентоспособность внутри каждой группы, оказывается довольно значительным. Поэтому, на взгляд автора, для этих целей следует использовать маркетинговый подход к выбору критериев оценки посредством выявления предпочтительных характеристик на основании опроса потребителей более значимого для конкретного рынка строительной продукции сегмента с помощью специально разработанной анкеты.

Выбор критериев

Алгоритм выбора критериев оценки конкурентоспособности строительной продукции исходя предпочтительных характеристик потенциальных потребителей представлен на рис. 1. Такой подход позволяет учитывать запросы покупателей и избежать субъективных предположений экспертов.

Рис. 1. Алгоритм выбора критериев оценки конкурентоспособности строительной продукции.

Например, исследование рынка многоквартирных жилых домов как вида строительной продукции в одном из малых городов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2008 г. позволило выявить наиболее значимые критерии оценки (рис. 2).

Рис. 2. Предпочтительные характеристики многоквартирных жилых домов.

Все выявленные в ходе маркетингового исследования критерии оценки конкурентоспособности строительной продукции можно разделить на «жесткие» и «мягкие». Определение «жестких» критериев, а также расчет единичных показателей конкурентоспособности продукции строительной организации осуществляется на основании специально разработанных формул. Оценка «мягких» критериев осуществляется методом экспертных оценок по 5-тибалльной шкале.

Критерии оценки в разной степени значимы для потребителя. Соответственно, они в разной степени будут оказывать влияние на конкурентоспособность строительной продукции. Поэтому расчет показателя должен осуществляться с учетом коэффициентов значимости.

Интегральный коэффициент

Автором настоящей работы предлагается к рассмотрению методика оценки конкурентоспособности строительной продукции с помощью интегрального коэффициента конкурентоспособности методом многомерной классификации [1] на основе многомерных средних. Она позволяет оценить степень отклонения индивидуальных параметров оценки строительной продукции от среднерыночных значений:

, (1)

где:

– показатель конкурентоспособности i-й строительной продукции;

– величина критерия оценки для i-й строительной продукции;

– значение признака оценки конкурентоспособности для i-й строительной продукции;

– среднее значение признака оценки конкурентоспособности;

wj – коэффициенты значимости j-го критерия оценки конкурентоспособности строительной продукции;

i – номер единицы объекта совокупности;

j – номер критерия оценки конкурентоспособности строительной продукции;

n – число критериев оценки.

На основании расчета показателя конкурентоспособности оценивается уровень конкурентоспособности строительной продукции:

– если меньше 1,0, то строительная продукция неконкурентоспособна;

– если > 1,0, то строительная продукция является конкурентоспособной на рассматриваемом рынке.

Преимущества метода

Использование представленного подхода, опирающегося на методы многомерного статистического анализа, позволяет не только ранжировать объекты, но и выделить типические группы по уровню их конкурентоспособности. Это, по мнению автора работы, дает возможность дифференцированно подходить к выбору возможных направлений повышения конкурентоспособности строительной продукции.

Система решений по повышению конкурентоспособности продукции строительных организаций может быть разработана на основе рейтингового подхода к управлению отклонениями фактической величины каждого критерия оценки от средней с учетом коэффициентов значимости.

Предлагаемая методика позволяет оценивать конкурентоспособность строительной продукции. Кроме того, с ее помощью можно выявлять слабые стороны в деятельности предприятия и принимать обоснованные управленческие решения по повышению конкурентоспособности на основе целенаправленного воздействия на показатели, вызывающие ее снижение.

Проведение такого анализа возможно на всех стадиях производства (строительства) и реализации строительной продукции с изменениями параметров оценки конкурентоспособности, не соответствующих потребительским предпочтениям наиболее значимого сегмента рынка, и повышением конкурентоспособности продукции строительных организаций.


Страница обновлена: 04.06.2025 в 04:01:35